Медитация на картину «Чёрный квадрат»

 

Из книги "О новых системах в искусстве" — первого большого теоретического труда Казимира Малевича: "Медитация на картину "Чёрный квадрат" подобна разгадыванию загадки. Загадка такова: двое рождают трёх, трое рождают семерых, семеро рождают весь мир. Эта загадка похожа на изречение Лао Дзы, в котором сказано: "Двое рождают трёх, трое рождают весь мир". Разгадка загадки такова: двое - это чёрное и белое, трое — красный, жёлтый и синий цвета, семеро — радуга цветов. Чёрное и белое — это как бы отец и мать всех цветов. Все цвета заключены между чёрным и белым.


"Творение мира подобно последовательному появлению цветов из взаимосвязи чёрного и белого."


Медитация на чёрное и белое в картине "Чёрный квадрат" включает тонкое сознание всех цветов, присутствующих здесь в тонком, непроявленном состоянии. Эта медитация дает понимание процесса миротворения, ибо творение мира подобно последовательному появлению цветов из взаимосвязи чёрного и белого. Между чёрным и белым основанием заключены все цвета, все явления, все силы. Самое главное — это понять взаимосвязь энергий черного и белого, потому что из неё всё проистекает и в неё всё возвращается..."

Книга представляет собой конспект лекций, которые Малевич читал в Витебске, в Народном Художественном Училище, организованном и руководимым Марком Шагалом, и стала предтечей последующего за ней "Супрематизма". Издана в июле 1919 года литографским способом тиражом 1000 экземпляров. Выход этой книги предзнаменовал создание УНОВИСа (объединения "Утвердителей НОВого ИСкусства") в феврале 1920 года. Эпиграф: "Я иду. У-эл-эль-ул-эл-те-ка. Новый мой путь," — вошёл в текст гимна членов УНОВИСа.


"Чёрный квадрат" — это ничто, в котором всё."


Сформулирую своё понимание "Чёрного квадрата". Гармония — это система отношений. Любая система строится на "тонике" — базовом звуке, основном отношении, первопричине, из которой производятся последствия. Если подходить к изобразительному искуству абстрактно, формально, как к системе отношений форм, то смысл "Чёрного квадрата" сразу становится понятным. Это не только основное цветовое отношение (чёрное - белое), это ещё и основной композиционный тон (Чёрный Квадрат на Белом Поле) — отношения актера и сцены, внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного), отношения образа и коннотации.

Именно квадрат, не круг (точка), потому что квадрат уже "сказан", он в себе заключает сложное отношение осей симетрии и напряжённых углов, но все отношения равновестны. И он на сцене ("Белом Поле"), он ждет продолжения. Занавес поднят, первый звук, начало... Если короче, то "Чёрный квадрат" — это ничто, в котором всё.

 

Текст Денис Машаров

Марианна Брандт

Детали запроса

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных