LOT2046: Антимода на моду
Этим летом стартовал проект LOT2046 авторства Вадика Мармеладова, известного своим инкубатором для стартапов Ruki, датчиком состояния окружающей среды Lapka и алкометром Lapka BAM, а также довольно внушительным списком приложений и игр для операционной системы iOS. В отличие от предыдущих проектов Мармеладова, LOT2046 существует в другой сфере – на этот раз он заступил на территорию моды (или, точнее, антимоды) и дизайна, – но так или иначе остается в той же концептуальной плоскости: попытке сделать мир более осмысленным, функционально идеальным и менее зацикленным на потреблении как источнике дофамина и площадки для публичного упражнения в тщеславии.
СУТЬ ПРОЕКТА ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТА: это сервис по подписке на одежду, обувь и ряд аксессуаров, которые раз в месяц приходят заказчику по почте в коробке. Точно так же, как поклонники косметических средств подписываются на сервисы вроде Birchbox и BeautyBox и ежемесячно получают коробочки с тестовыми образцами кремов и шампуней. Разница в том, что содержимое коробок LOT2046 создается специально для них, не имеет вариантов – все подписчики получают одно и то же – и призвано не усугубить тягу к накопительству и потреблению, а избавиться от нее, а заодно от гор ненужного хлама.
Каждый подписавшийся на сервис в зависимости от тарифа получает в первой коробке базовый набор из нижнего белья и носков, брюк и футболки – всё чёрного цвета. В последующих коробках постепенно будут досылаться кеды, бейсболка, спортивная толстовка, куртка и так далее. Тем, кто подписался на более дорогой тариф ($99 против базовых $59), пришлют ещё и средства по уходу за собой (щетка, паста, крем для лица и даже осветлитель для волос), наушники, а в групповом тарифе, рассчитанном на восемь человек, будет ещё и тату-машинка.
Вещи, которые постепенно изнашиваются или заканчиваются, вроде носков или косметики, досылаются раз в несколько месяцев. Таким образом, от бесцельного хождения по гигантским торговым центрам в поисках «сам не знаю чего» можно отказаться вовсе – за вас уже всё придумали, всё подготовили. И мало кто упрекнет покупателя за отсутствие вкуса или чувства – чёрная униформа универсальна.
Однако видимая простота этого проекта на самом деле не так и проста. В нём заключён забавный парадокс: будучи вроде бы сделанным с расчётом на людей, стремящихся к предельно аскетичной, стерильной простоте и ясности, на самом деле он метит в тех, кто, как говорится, «заморочен» на таких вот необычных нишевых явлениях. То есть заявляя всем своим видом принципиальное нежелание выделяться из толпы, ты как раз становишься на её фоне принципиально и весьма узнаваемо иным.
Чётче эта обособленность вырисовывается, если ознакомиться с манифестом, опубликованным на сайте Мармеладова и состоящим из 30 пунктов, большинство из которых – советы-наставления о том, как лучше жить.
«Не работай на корпорации. Они имели смысл только при жизни их основателей», «Больше путешествуи?», «Носи униформу», «Прошлого не существует, не зацикливайся на нём» и так далее. Он как бы говорит нам, привыкшим мчать минимум пару раз в год скупать сезонные коллекции, чтобы быть «в теме»: «Вы не о том думаете. Вы заняты не тем».
Словно бы вместо сути жизни – и пусть это прозвучит несколько пафосно – мы заняты её формой, а тем самым упускаем главное. И с этим довольно сложно спорить – так или иначе практически каждый обнаруживает себя в бешеной гонке за внешними признаками успешности, забывая о том, зачем ввязался в неё изначально. И тогда почти мучительно начинает хотеться той самой простоты и аскетической ясности – такой поначалу непривычной и странной на фоне бесконечных потребительских возможностей, были бы деньги. |
В мире, где «большие бренды» и корпорации правят бал так долго, что утомили своей высоколобой элитарностью и финансовой всесильностью, рано или поздно должен был родиться именно такой проект: предельно равнодушный к разнообразию форм, но заточенный на их идеальную, возведённую в абсолют лаконичность и максимальную практичность. На униформу творческого развития. И смешанное с некоторой опаской любопытство к LOT2046 не так уж непредсказуемо. Это как как если бы когда-то в Версаль Марии-Антуанетты ворвался со своими войлочными суровыми сверхидеями Йозеф Бойс – непонятно, откуда он, почему и чего хочет, но познакомиться очень интересно. Тем более что приторные пирожные уже не лезут, и хочется просто хлеба.
Текст Ирина Урнова @РБК Стиль